Результаты прокурорского надзора за соблюдением законодательства в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности

31 Июля 2018

Органами прокуратуры республики проведено обобщение работы по соблюдению законодательства в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности.

В текущем году городскими (районными) прокурорами в нормативных правовых актах, регламентирующих и затрагивающих права субъектов предпринимательства, выявлялись коррупциогенные факторы, которые в правоприменительной практике могут создавать условия для злоупотребления должностными лицами служебными полномочиями и коррупционных проявлений.

В частности, прокурором Алтайского района в ходе проверки выявлены нормативные правовые акты, содержащие коррупциогенные факторы. Так, в схемах размещения нестационарных торговых объектов Подсинского, Кировского, Краснопольского, Новороссийского и Белоярского сельсоветов не определен период, на который размещаются такие объекты. Выявленный коррупциогенный фактор (отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения) в качестве негативных последствий создавал условия для злоупотребления полномочиями должностными лицами в части произвольного установления периода размещения нестационарных торговых объектов. По результатам рассмотрения протестов коррупциогенный фактор из нормативных правовых актов исключен.

Прокурором г. Саяногорска опротестованы отдельные положения Правил оказания финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, утвержденных постановлением городской администрации, которыми незаконно на субъектов малого и среднего предпринимательства возложена обязанность по предоставлению ряда документов и сведений, размещенных в форме открытых данных на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов. Протест прокурора удовлетворен, муниципалитетом организована работа по внесению соответствующих изменений в нормативный правовой акт.

Особое внимание прокуроров обращено на исключение средствами прокурорского надзора административных барьеров в сфере бизнеса, в том числе связанных с введением не предусмотренных законодательством процедур и запретов, обязательных платежей, истребованием излишних документов, волокитой при рассмотрении заявлений.

К примеру, прокуратурой республики в судебном порядке оспорены отдельные положения Порядка предоставления государственной поддержки начинающим фермерам, в рамках республиканской программы «Развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия и социальной сферы на селе на 2013 - 2020 годы», утвержденной постановлением регионального правительства. Основанием для общения в суд явилось то, что для получения гранта начинающий фермер должен был представить диплом о наличии у него сельскохозяйственного образования, либо подтвердить факт осуществления им данной деятельность в личном подсобном хозяйстве. Однако федеральная программа поддержки сельхозтоваропроизводителей таких требований для получателей грантов не устанавливает. Таким образом, установление дополнительных требований для фермеров на республиканском уровне создает для них дополнительные барьеры, при том что отсутствие соответствующего образования является основанием для отказа в предоставлении средств поддержки. Решением суда требования прокурора удовлетворены. В настоящее время в оспоренный прокуратурой республики правовой акт внесены соответствующие изменения.

По мерам прокурорского реагирования устранены нарушения законодательства в сфере инвестиционной деятельности. Так, региональные формы государственной поддержки инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, определены Законом республики от 02.04.2010 № 27-ЗРХ «О государственной поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Республики Хакасия». При этом к инвесторам относились только юридические лица, осуществляющие капитальные вложения на территории республики. Однако Федеральным законом от № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» к инвесторам отнесены не только юридические лица, но и физические лица, объединения юридических лиц, не имеющих статуса юридического лица и действующие на основании договора о совместной деятельности, государственные органы, органы местного самоуправления, осуществляющие капитальные вложения на территории субъекта Российской Федерации. Указанное послужило основанием для опротестования отдельных норм регионального закона. Протест прокурора удовлетворен, в июне т.г. принят республиканский  закон, устраняющий нарушения федерального законодательства.

Органы прокуратуры республики принципиально реагировали на факты нарушения прав предпринимателей вследствие ненадлежащей оплаты контрактов. Принятые меры реагирования в целом способствовали погашению контрактной задолженности перед представителями бизнеса на общую сумму свыше 1,2 млрд. руб.

Прокурорами сформирована практика привлечения к административной ответственности должностных лиц государственных и муниципальных заказчиков по ст. 7.32.5 КоАП РФ (нарушение срока и порядка оплаты товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд). Так, в связи с проявленным бездействием по оплате муниципальных контрактов в 2018 г. по постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено 9 должностных лиц по ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 тыс. руб. каждый.

Всего в первом полугодии 2018 г. органами прокуратуры республики выявлено свыше 800 нарушений прав предпринимателей, с целью устранения которых внесено 194 представления, принесено 212 протестов на незаконные нормативные правовые акты, в 2 случаях прокуроры потребовали устранить нарушения закона в судебном порядке,  65 должностных лиц наказаны в дисциплинарном и административном порядке, о недопустимости нарушений закона предостережено 24 лица.



Поделиться в соцсетях